Евгению Яковлевичу Басину посвящается

  • Подписчики: 96 подписчиков
  • ID: 190823109
Блокировка:
Нет ограничений
Верификация:
Сообщество не верифицировано администрацией ВКонтакте
Видимость
открытое
Популярность:
У сообщества нет огня Прометея
Домен:
basine

Описание

Интеллектуальный фонд Евгения Басина Басин Евгений Яковлевич (26.07.1929 - 28.05.2016) — философ, психолог; доктор философских наук, профессор Международной академии информатизации. Заслуженный работник культуры РФ. Родился в Томске. Окончил отделение логики и психологии филологического факультета Московского гор. педагогического института им. В.П.Потемкина (1952). Преподавал логику и психологию в школах Москвы. Научный сотрудник сектора эстетики ИФ АН СССР (1959—1964), доцент кафедры философии Московского технологического института легкой промышленности (1964—1972). Научный сотрудник сектора эстетики Всесоюзного НИИ искусствознания (1977—1986). С 1987 по 2004 — Зав. кафедрой гуманитарных и социальных наук Московской государственной академии художеств им. В.И.Сурикова. Кандидатская диссертация — по философии, посвящена проблеме знаковости языка в истории философии (1956); докторская диссертация — "Критический анализ семантической философии искусства" (1974). Одна из главных областей научной - исследовательской работы Е.Я.Басина — анализ семантической эстетики, использующей понятие языка, символа и знака при характеристике искусства. Семантическая эстетика, базирующаяся на философской интерпретации лингвистических, семиотических и аксиологических аспектов знаков искусства, трактуется Е.Я. как единое направление — семантическая философия искусства, в то же время связанная с национальными философиями и эстетическими школами (неопозитивизм, неокантианство, неогегельянство и др.). Корни этого направления Е.Я. видит не только во всеобщей лингвистической ориентации философии, характерной для многих течений западной философии XX века, и не только в некоторых особенностях развития искусства XX века (авангардистские тенденции), но и в философско-эстетических учениях прошлого, начиная с античности и до Гегеля включительно. В центре исследования Е.Я. по психологии искусства — проблема личностного подхода, согласно которому главная проблема психологии искусства — проблема "Я и форма". Такой подход позволяет сосредоточить внимание на проблеме эмпатии, понимаемой не просто как "сопереживание", а как главный психологический механизм моделирования художеств. Я — иерархической системы воображенных Я, регулирующих творческо - художественный процесс (кибернетический аспект) на трактовке художественной фантазии, как неразрывно взаимосвязанных процессов воображения и эмпатии, на доказательстве, что эмпатия — это не один из приемов искусства, а закономерность художественно-творческого процесса творца и перципиента (зрителя, слушателя), на выявлении специфики не только художественной эмоции (эмоти-вистский подход), но художественной психологии в целом (личностный подход!) — главном предмете психологии искусства. После работ Басина понятие эмпатии возродилось и вошло в оборот отечественной литературы по теории искусства. Кроме монографий, брошюр и статей Басин составил и опубликовал 12 антологий, посвященных взглядам на искусство не только выдающихся мастеров искусства (Эйзенштейн, Станиславский, Ван Гог), но и теоретикам искусства (философам, психологам, искусствоведам и др.). Антологии Басина выполняют не только «просветительские» (информационные) функции. Материалы антологии служат в качестве «социальной эмпирии» (Л.С. Выготский) для доказательства психофизиологической концепции искусства, которую автор обозначил как энергийную. Суть ее он видит в том, что такие компоненты художественной деятельности, как личность художника и перц Соч.: Проблема знаковости языка в истории философии // ФН. 1962. № 6; О природе изображения // ВФ. 1968. № 4; Семантическая философия искусства. М., 1973 (2-е изд., на англ. яз., 1978, 3-е — 1998); "Двуликий Янус" (о природе творческой личности). М., 1996; Коммуникативное молчание // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997; Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли). М.,