Описание
4 февраля 1900 г. на окраине Парижа, в Нейи, родился французский поэт и кинодраматург Жак ПРЕВЕР (ум. 11.04.1977 г.).
Школа, обязанности, все, что несет в себе заряд дисциплины и принуждения, претило ему с раннего возраста. Похоже, что сказывалась наследственность - его отец был таким же. Однажды, отлынивая от работы, он встретил сына прогуливающим уроки и вместо нравоучений пригласил его в кафе, где они весело скоротали время. А в четырнадцать лет Жак уже бросил учиться и все свое время проводил на парижских улицах.
По натуре Превер был мечтателем, бродягой и романтиком. После Первой мировой войны он сошелся с представителями модного тогда течения сюрреалистов. Дружил с Аполлинером, Пикассо, Дали, Эрнстом. Тогда же сблизился с коммунистами и даже входил в группу эстрадных агитаторов "Октябрь". Эта группа имела большой успех во Франции и в 1933 г. была приглашена в Советский Союз, где все ее выступления прошли с большим успехом. Впрочем, это нисколько не помешало Преверу заявлять следующее: "Я революционер с семи лет. Но Маркса я читать не могу, меня от него тошнит". Или: "Я, конечно, мог бы вступить в коммунистическую партию, но ведь вы меня тут же упрячете в ячейку!" (по-французски "ячейка" и "тюремная камера" - омонимы). Политикой не занимался. В нем самом, в его творчестве, в поведении - во всем проявлялось цельное, бескомпромиссное отношение к окружающей жизни: антимилитарист, антиклерикал, ненавистник буржуазии, обывательщины, любой казенщины… Чтобы не попасть на военную службу, притворялся сумасшедшим. Сальвадор Дали как-то заметил: "Жак воюет с ненавистным ему злом не бомбами, а петардами". Всегда одетый безукоризненно опрятно, но на свой манер, с эдакой артистичной небрежностью, с неизменной сигаретой или трубкой, Превер пользовался успехом у женщин - известных актрис, кинозвезд, обладая при этом редким свойством - расставаясь со своей пассией, оставаться с ней в прекрасных дружеских отношениях.
Превер писал киносценарии и тексты к песням - и то и другое имело успех. Фильмы по его сценариям неизменно ставили знаменитые режиссеры (Марсель Карне, Жан Ренуар), и в них снимались не менее знаменитые актеры. Сегодня это уже классика: "Набережная туманов", "Забавная драма", "Вечерние посетители"… Особенность сценариев Превера, подкупавшая постановщиков и актеров, заключается в гармонично умеренном сочетании возвышенной поэзии и реализма. Вершиной такого сочетания признан фильм по его сценарию "Дети райка", который жюри из 600 специалистов признало лучшим кинематографическим произведением века и который решением ЮНЕСКО в числе еще трех лент был объявлен мировым культурным достоянием. Актриса Арлетти, снимавшаяся в главной роли, назвала Превера "великим поэтом экрана".
Не меньшую славу обрел Превер и как автор песен - с 1928 по 1972 гг. было сделано 175 записей вокальных исполнений на его стихи. Все звезды эстрады - Катрин Соваж, Ив Монтан, Жюльетт Греко, Марлен Дитрих, Симона Синьоре, Тино Росси, Серж Генсбур - имели в своем репертуаре песни на слова Превера. "Гвоздем" концертной программы Эдит Пиаф были преверовские "Мертвые листья". В 1954 г. за те же "Мертвые листья" Ив Монтан был награжден "Золотым диском" - по случаю продажи миллионного экземпляра пластинки с песней в его исполнении. Но Роже Вильям побил этот рекорд - его запись разошлась в количестве двух миллионов...
Первый свой поэтический сборник "Слова" Превер издал уже будучи маститым литератором - в 1946 г. Ныне эта широко известная книжка в 250 страниц издана таким тиражом, о котором не может даже мечтать ни один западный поэт - три миллиона экземпляров! В сборник вошло то, что Превер пописывал, как говорится, для себя, сочинял в разное время, не помышляя о публикации. Это хаотичная, бессистемная мозаика впечатлений, размышлений, наблюдений. В послевоенной, еще со